"Философия страха"

Узнай стоимость написания твоей работы Категория трагического в драматургии Ж. Актуальность темы научной работы. Трагическое как одна из важнейших категорий эстетики и философии неотделимо присуще искусству и бытию человека. Человек смертен, и его неизменно волнуют проблемы жизни, смерти и бессмертия. Искусство, отображающее страхи и надежды человечества, в своих размышлениях тяготеет к трагедийной теме. Иными словами, отдельная жизнь человека и всеобщая история человечества немыслима вне трагического аспекта. Поэтому исследование феномена трагического является для нас попыткой анализа одной из важнейших граней нашего существования. Первое осмысление трагического и выделение его в категориальный аппарат эстетики произошло в Античности с возникновением отдельного драматургического жанра — трагедии. С этого времени трагическое прошло долгий путь переосмысления и, наконец, полной его трансформации в ХХ веке. С тех пор толкование трагического не претерпело значимых изменений.

1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»

Перейти к загрузке файла Проблема страха в работах философов прошлого Проблема страха восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Так, одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизировать последний предпринял Эпикур.

Основная причина страхов, по его мнению, состоит в неправильных представлениях человека о взаимоотношениях с богами, о загробной жизни. Неправильность эта прежде всего свойственна людям толпы, человек же размышляющий или мудрец исключает все эти источники страха. Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистических позиций Платон.

Феномен Сартра стал значительным событием в истории литературы . ему трагичным, проникнутым тоскливым страхом и сотрясаемым дрожью.

Второстепенная подтема — Человек и общество. Выбор данной темы обусловлен интересом к проблеме восприятия человека Сартром в разных плоскостях и на разных уровнях его существования. Мы не станем подробно останавливаться на перцептивных моментах философии Сартра, в виду их особой сложности, подробная остановка на которых повлекла бы за собой существенное увеличение объемов работы. Перцептивные моменты будут взяты выборочно, так, чтобы не оставить без внимания важные моменты в структуре рассуждений философа.

Мы не станем менять ветвь построения рассуждений приведенную в книге и будем следовать за её развертыванием вслед за автором прибегая к прямым ссылкам на источник. Мы попытаемся собрать из основных базовых положений философии Сартра цельную концепцию с как можно меньшим количеством противоречий неизбежно возникающих при погружении в его философское наследие. Для полноценной картины философии Сартра, в рамках рассматриваемого нами периода, мы обратимся к его рассуждениям и критике предшествующей ему философской традиции классической философии , и его непосредственных предшественников постклассической философии , чьим продолжателем его можно назвать.

Основными источниками нашего рассмотрения будут следующие книги: Мы специально нарушим хронологию создания книг, чтобы это не повлекло за собой методологическую неточность. Потому что мы не можем опираться на более раннее сочинение для комментария более позднего ввиду особой сложности последнего, но в более позднем мы найдем оформившимися главные положения, наметившиеся в самом начале. Таким образом, область исследования ограничивается с по гг. Это связано с периодом Второй Мировой войны закончившей формирование экзистенциальной философии и являющаяся её рубежом.

Датировка произведений необходима для ограничения количества исследуемых нами источников, а также для локализации выбранной нами темы в четких временных рамках.

Перед началом философской деятельности Сартра Раймон Арон привлек его внимание к феноменологии Гуссерля, в которой Сартр увидел столь желанную возможность говорить о мире с точки зрения человеческого сознания и не впадать при этом в идеализм в духе Беркли, Юма, махистов и др. При этом конкретное объяснение, к примеру, эмоций у Сартра является не столько феноменологическим, сколько экзистенциальным: Речь идет о доказательстве существования внешнего мира и опять же об избавлении от идеализма.

Есть у него еще один аргумент против идеализма:

Философы Нового времени поразному видели значение страха в существовании человека. ЖанПоль Сартр уделил внимание тревоге как постоянному состоянию, Карл Ясперс [] рассматривает феномен страха в рамках.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли.

Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

. : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне. Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества.

Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений. Выходят в свет не только научные исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги.

Категория трагического в драматургии Ж.-П. Сартра

Ярославль Экзистенциализм — философское течение ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Истоки экзистенциализма как особого направления мысли содержатся в учении С. В противовес панлогизму, растворяющему бытие в мышлении, т.

Главный критерий различения страха и ужаса — наличие или отсутствие у Лакана, или тревожности (как клиническому феномену).

Как и всегда, есть два подхода. Попытаться рассказать жизнь, охарактеризовать события, ошибки, неточности, непоследовательности, удовлетвориться и поставить Сартра на полку где-нибудь между Хайдеггером и Марксом, а может быть Леви-Строссом и Камю, приведя объяснения и тому и другому месту, но тем самым мы Сартра убьем, а ему это вряд ли понравится. И наоборот исходить из самого Сартра, того Сартра, который до сих пор жив на страницах своих книг.

Первый подход доступен любому, второй же требует погружения, надо уже быть сартристом, чтобы понимать Сартра - вечный герменевтический круг. Отца Жан-Поль не знал, тот умер от тропической лихорадки, когда маленькому Сартру еще не исполнилось и года, и считал, что это к лучшему. Отцы подавляют — это правда.

Тема: Проблема «Другого» в экзистенциальной философии Жан Поля Сартра

Творчество и его особенности. Жан-Поль Сартр был в первые годы после второй мировой войны самым популярным европейским философом. Конечно, своей славой в широких нефилософских кругах он обязан прежде всего своим блестяще написанным романам и пьесам, а также поверхностным изложениям его философии таким, как"Экзистенциализм - это гуманизм", Но Сартр наряду с этим является автором ряда строго философских трудов и заслуживает быть причисленным к классикам современной философии - в особенности благодаря его содержательному, трудному и очень технично выдержанному главному произведению"Бытие и ничто.

Те, кто видят в Сартре только писателя, совсем его не понимают. Он не только профессиональный философ с очень точным, техничным и оригинальным ходом мысли, но к тому же среди всех экзистенциалистов он самый близкий к философии бытия.

Список произведений по запросу"сартр" По поводу этого феномена Сартр в «Бытии и ничто» писал: «если я постигну «мое» сознание в . Страх перед коммунизмом, достигший апогея во время холодной войны, подпитывал.

БЕКА Проводится анализ современной социальной реальности - общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи - выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности. Для этого анализируются сущность современного общества и сущность страха, присутствующего в нем. Анализ проводится на основании концепции У. В концепции Бека связываются и взаимоопределяются страх и риск.

При этом у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции - психоаналитическом и экзистенциальном направлениях: В условиях современного общества, отличительными признаками которого являются плюрализм, децен-трация, фрагментарность, изменчивость, неопределенность, анализ феномена страха становится особенно актуален. Современное общество является обществом риска.

Человек в этом обществе всегда находится в ситуации выбора, сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения на свой страх и риск. Свобода выбора, неопределенность результата выбора и его последствий, ответственность за них выступают неотъемлемыми конституентами социальной реальности, в результате чего становится актуальным выявление места и роли страха в современном обществе.

В данной статье проведен анализ одного из направлений тематизации феномена страха — современного типа социальности. Бека — наиболее репрезентативной фигуры этого направления. Прежде всего, стоит отметить, что тематика страха в концепции Бека является производной от проблематики общества риска.

Жан-Поль Сартр

Истоками этой философии служат размышления Гуссерля и Кьеркегора которые , в частности, повлияли на становление мировоззрения Сартра. Это философское направление отрицает рационалистскую классическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность на объективное и субъективное. С точки зрения рационалистов, подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта.

Это единство воплощено в экзистенции — некой иррациональной реальности.

Читай онлайн книгу «Психология страха», Е. П. Ильина на сайте или через приложение Жан-Поль Сартр уделил внимание тревоге как постоянному состоянию, Карл Ясперс [] рассматривает феномен страха в рамках.

Сартр Сартр пишет о смерти следующее: Но он настаивает на том, что смерть не будучи чуждой человеческому бытию не есть свободный выбор человека в своём бытии, а является вещью абсолютно абсурдной по отношению к человеческой свободе и всем человеческим поступкам. Смерть ставит точку в жизни человека. Всегда внезапно обрывая мелодию его жизни. В этом состоит абсурдный характер смерти, сразу перечеркивающей все планы и начинания человека. Конечно, как и всякое явление, смерть имеет свою причину, которая является результурующей бесчицленного множества факторов.

Предвидеть и предсказать заранее мгновение и характер смерти вряд ли возможно. Человек в своём бытии отличается свободным выбором целей и совершением поступков, способствующих его неостановимому становлению. Как мы уже говорили, на пути человека к своему проекту ему приходится сталкиваться с различными препятствиями, многие из которых абсолютно непредсказуемы, то есть для его проекта случайны. К числу таких помех и случайностей Сартр относит также и смерть:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде.

Angst (метафизический страх) – центральный концепт немецкой . концептах как страх (Ясперс, Хайдеггер), тошнота, тревога (Сартр), тоска, скука (Камю). Здесь важно не психологическое содержание феномена страха, а его.

Феноменология Другого Сартра . В нашем противоречивом мире тема Другого для современной философии стала одной из ведущих благодаря двум взаимоисключающим обстоятельствам. С одной стороны, усложнение коммуникации и нарастание их различных форм позволяет разнообразить способы общения, открывать новые горизонты сосуществования с Другим и, тем самым, выявить новые стороны индивидуальности.

С другой стороны, те же самые процессы ведут к возрастанию анонимности самих субъектов общения, когда другая сторона воспринимается просто как некто, когда реальный Другой превращается в знак, когда ты сам становишься знаком в общении, социальной маской. Сложилась ситуация, которую описал Фромм в своих экзистенциальных противоречиях: Но актуальность темы Другого не только отражает реальные проблемы сосуществования.

В ней нашла свое выражение и собственно философская проблема, в первую очередь проблема сознания. Как возможно понимание другого сознания? Решение этой проблемы Гуссерлем с помощью трансцендентального Эго фактически обозначило тупики классических подходов. Новый поворот этой темы, задавший общее направление исследовательского движения в ХХ веке, был обозначен Хайдеггером в Бытии и времени, который показал, что проблема другого сознания, как проблема чисто академическая, тесно связана с реальным, культурно-историческим существованием человека.

Исследования Сартра темы Другого являются классическими. Классическим и в смысле рассмотрения Другого как конститутивного элемента моего бытия, и в смысле использования феноменологического метода исследования Другого. Целью настоящей работы является критическая оценка позиции Сартра по проблеме Другого в перспективе тех задач, которые он сам перед собой ставил в работе Бытие и ничто. Однако, прежде чем приступить к анализу сартровской теории Другого, имеет смысл посмотреть его критику Хайдеггера, поскольку именно отталкиваясь во многом от хайдеггеровского подхода Сартр формировал свою позицию.

Феноменология Другого Сартра

Работа посвящена критическому рассмотрению теории Другого в феноменологической онтологии Ж. В нашем противоречивом мире тема Другого для современной философии стала одной из ведущих благодаря двум взаимоисключающим обстоятельствам. С одной стороны, усложнение коммуникации и нарастание их различных форм позволяет разнообразить способы общения, открывать новые горизонты сосуществования с Другим и, тем самым, выявить новые стороны индивидуальности.

С другой стороны, те же самые процессы ведут к возрастанию анонимности самих субъектов общения, когда другая сторона воспринимается просто как некто, когда реальный Другой превращается в знак, когда ты сам становишься знаком в общении, социальной маской. Сложилась ситуация, которую описал Фромм в своих экзистенциальных противоречиях:

Феномен страха в культуре. основной фокус своего исследования: С. Кьеркегора, Ж.-П.Сартра, М.Хайдеггера, А.Камю, КЛсперса, Н.А.Бердяева и др.

В довоенные годы Сартр был откровенно аполитичен. Но все меняется с начала х годов. Он начинает активно интересоваться политической жизнью, принимает участие в движении Сопротивления. На рубеже х — х годов Сартр стремится создать партию, объединяющую левую интеллигенцию, выступает за сотрудничество с французскими коммунистами. В м году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе однако он от нее отказывается.

В период студенческих волнений года во Франции Сартр — признанный кумир бунтующей молодежи. Философия Сартра формировалась под влиянием идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля. Бытие, по Сартру, в человеческой реальности проявляется через три формы: Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции.

Субъективность самосознания приобретает внешнюю предметность только тогда, когда существование личности входит в кругозор, в поле зрения другого сознания. И отношение к другому, с точки зрения Сартра, — это борьба за признание свободы личности в глазах другого.

Философия Ж.- П. Сартра.

Жизнь без страха не только возможна, а полностью реальна! Узнай как это сделать, нажми здесь!